Урок русского языка в 5 классе на тему «Буквы е — и в корнях с чередованием»

Раева Шинар Абуовна

учитель КГУ «Киялинская СШ имени Андрея Хименко»

Аккайынский район Северо-Казахстанская область

Презентация к уроку

Цель: знакомство с правилом правописания букв е-и в корнях с чередованием

Задачи:

Обучающие:

-знать правило правописания е-и в корнях с чередованием;

-показать основное отличие безударных гласных от гласных в корнях с чередованием;

-научить   применять правило на практике и правильно обозначать орфограмму;

-повторить  правописание  букв  о–а в корнях с чередованием.

Развивающие:

-развивать логическоемышление, умение  сравнивать, памяти.

Воспитательные:

-воспитывать  интерес  к урокам русского языка, трудолюбие, самостоятельность.

Тип урока:

Объяснение нового материала.

Оборудование:

  • учебник « Русский язык» 5 класс З.К.Сабитова,В.К.Павленко ,Алматы: Атамұра,2015
  • медиапроектор, компьютеры
  • сигнальные карточки е–и;

 

Ход урока

I.Орг.момент

II Повторение ранее изученного

— Вспомните, чередование каких гласных мы уже изучали? В каких корнях?

— От чего зависело правописание гласных в корне -лаг- — -лож-?

— От чего зависело правописание гласных в корне -раст (ращ)- — -рос?

Чередование гласных а-о в корнях -лаг—лож- и -раст- (ращ)- -рос- зависело от суффикса -а-;   от того, на что заканчивается корень.

 

Задание:

Вставить пропущенные буквы , графически  объяснить правописание слов.

Предл..гать план, разл..жить костер, распол..житься на ночлег, зар..сли тростника, одноклеточные водор..сли,  возр..ст  Земли, маленький р..сток, отр..слевое совещание.

Вывод:

 

II.Изучение нового материала.

  1. Наша тема урока «Буквы е-и в корнях с чередованием».(презентация, слайд №1).

Сегодня вам предстоит узнать, от чего зависит выбор гласной в корнях с чередованием е-и.

Записывают тему в тетрадь.

1.Задание (слайд №2)

-Сравни глаголы.

-Определи вид глаголов

— Назови корни

— Как они произносятся? А как пишутся? Почему?( Произносятся одинаково, но пишутся по-разному).

— Что повлияло на написание? ( Потому что у слов 1-го столбика есть суффикс -а-).

— Каково условие выбора гласных в данных корнях? (Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишется -и-, если нет, то — -е-).

 

Избирать – изберу

Запирать – запер

Вытирать – вытер

Отдирать – отдеру

Замирать – замер

Расстилать – расстелю

Блистал – блеснул

Выжигал – выжег

 

  1. Сформулируйте правило.

Когда в корнях глаголов с чередующимися гласными е-и пишется буква  И?

Правило  (слайд №3)

В корнях глаголов с чередующимися гласными е-и пишется буква  и , если после корня стоит суффикс  —а-.

Замирать, замер (нет  а)

  1. Вот список корней, в которых может произойти чередование (слайд №4).

Обратите внимание на графическое обозначение орфограммы

—        На доске записаны 2 колонки корней с чередованиями

-Бира —                  — бер

-пира-                           -пер-

-дира-                            -дер-

-тира-                            -тер-

-мира —                 -мер-

-стила —                 -стел-

-блист —                -блес-

-жиг-                    -жег-

 

III.   Закрепление изученного.

  1. Предупредительное списывание: упр.9о7

(учащиеся по очереди  объясняют правописание каждого слова, потом вставляют пропущенную букву. Все пишут в тетрадях).

 

  1. “Подбери синоним”.

-Что такое синонимы?

 

— Замените в словосочетаниях глаголы синонимичными глаголами того же вида с чередующимися гласными в корне. Обозначьте изученную орфограмм. (Слова для справок записаны на доске с пропусками гласных в корне.)

сверкать на солнце

подниматься в гору

закрывать класс

оцепенеть от страха

выдёргивать сорную траву

убегать от ребят

 

Слова для справок:  уд…рать, бл…стеть, зап…рать, зам…реть,выд…рать, взб…раться

 

3.Выборочно- распределительный диктант.

– Ребята, у жителей “Улицы чередующихся гласных” возникла проблема. В дом № 1 и № 2 стали проникать посторонние. Никакая охрана не в силе справиться. Несколько слов получили ордера и ждут, когда их впустят в соответствующий дом. Но с новоселами могут проникнуть и чужие. Помогите жителям этих двух домов поселить несколько жильцов. У каждого дома в стране “Орфография” есть свой герб. Он то вам и подскажет, кого и куда разместить. Но не забывайте о посторонних с других улиц.

И – дом 1

Е – дом 2

 

Перед записью вы показываете карточку  Е или И и хлопаете, если слова – посторонние (Учащиеся распределяют слова в два столбика):

Заст…лить, ст…рает, зап…р, пот…ряю, зад…рает, приб…рал, бл…стит, завл…каю, разж…гать, наст…лил, оп…раться, прим…рять (друзей), отд…ру, инт…ресоваться.

 

3.Работа на компьютере . Тест.

Тест.

1.В каком ряду у всех глаголов в корне пишется буква И?

А) заж…гать, зап…рать, раст…рать

Б) ст…лить, забл…стел, наб…рать

В) соб…ру, выт…реть, разд…ру

 

  1. В каком ряду во всех словах в корне пишется буква Е?

А) бл…стеть, зам…реть, раст…реть

Б) соб…рать, бл…стит, заж…гать

В) взб…рётся, взб…рается, раст…реть

 

  1. В каком ряду во всех словах в корне пишется буква О?

А) предл…гать,сл…жение, пол…жение

Б) распол…житься,прил…гательное,предл…жение

В) предпол…жение, изл….жение,прил…жение

 

  1. В каком ряду во всех словах в корне пишется буква А?

А) р…сла, р….стение, зар…сли

Б) взр…щённый, р…стительный, р…сти

В) водор…сли, р…сток,р…стительный

 

5.В каком ряду во всех словах в корне пишется буква А?

А) распол…гать, выр…щивать, р…стение

Б ) предл…гать, вл…жить, р…скошный

В) изл…жить,зар…сла,отр…сль

 

  1. В каком ряду во всех словах в корне пишется буква И?

А) бл..стать, соб..рательный, раст..рание

Б) подп..рать, бл..стела, выт..рать

В) разд..рёшь, оп..раться, зам..реть

 

  1. В каком ряду во всех словах в корне пишется буква Е?

А) заст..лил, проч..тать, зап..реть

Б) прот..реть, ум..реть, расст..лается

В) соб..рётся, зап..реть, уд..рёт

 

8.. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

А) л…сица, в…твей, гр…да

Б) зол…то, в…черня, р…скошная

В) прот…рает, пол…жить, разв…дить

 

  1. Сочинение-миниатюра упр.911

Составь мини-текст по опрным словам. Обозначь орфограммы в корне

Заблистали звёзды. Всё замерло. Расстелили ковёр. Разложили вещи. Смотрели на звёзды. Мечтали о путешествиях.

 

  1. Итог урока.

– Какова тема урока?

— В каких корнях происходит чередование гласных?

– Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании слов с чередующимися гласными в корне.

 

  1. Д/З: §88 упр.908

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *