Статья «Информатика есть во всех предметах «

Хамитова У.К.

учитель информатики

Зеленорощинская ООШ Качирского района

В своей статье хочу рассказать о понимании информационной культуры, а также о том, как переплелись в современной школе разные учебные направления, гуманитарные, естественные, технические.

– В принципе все точки зрения сходятся в том, что в современном мире, где информация – один из ключевых ресурсов для полноценной жизни, человеку просто необходимо уметь ориентироваться в окружающих его информационных потоках. С этой точки зрения мой предмет в первую очередь и учит вот этой информационной грамотности, но еще с небольшим заделом на информационную культуру, осознанное понимание происходящих вокруг процессов. Это одно из общих направлений: ведь сегодня практически ни одна из профессий не обходится без обязательных знаний компьютерных технологий. Например дизайнеры, врачи, инженеры и т.д. На сегодняшний день медицина так или иначе использует технологии в том числе. Если возьмем юриспруденцию, то она тоже предполагает умение работать с большими текстами и искать информацию. Поэтому мой предмет и занимает одну из ключевых позиций для комфортной, уверенной жизни человека в современном обществе.

– Если выйти за рамки информатики и взглянуть на школьный курс в целом, что должен знать и уметь сегодняшний выпускник в сфере информационных технологий?

– Еще несколько лет назад это было знание и умение пользоваться определенными технологиями, набором программ типа Microsoft Office. Сейчас, на мой взгляд, все не так. Достаточно просто обладать навыками использования технологий уже без привязки к конкретной программе. Это навык работы с текстовым редактором, с презентациями. Это поиск нужной информации, которую человек способен самостоятельно отсеять и оставить нужное. Это навык сетевого общения: социальные медиа, электронные письма. Это базовый навык программирования. Многие считают, что программирование нужно только специалистам, но на самом деле это совершенно не так. В той или иной степени алгоритмические процессы, которые формируются на занятиях по программированию, несут универсальный заряд, который способствует лучшему усвоению во всех сферах: и в математике, и в обычной жизни стимулирует логическое мышление. А остальное – это уже для ребят, которые способны пойти дальше и применять компьютерные технологии в своей специальности.

Информатика так или иначе есть во всех предметах. Но это не означает, что именно темы информатики должны переходить в темы других предметов. Мы можем говорить о цифровой грамотности при подготовке научной работы по любому предмету. Все таблицы, диаграммы, иллюстрирующие фотографии, картинки так или иначе претерпевают обработку в текстовом редакторе. Другой пример – использование данных с физических датчиков: температуры, давления, радиации, нитратов в продуктах на уроках биологии. Это так или иначе компьютерная техника.

Навык пользования такой аппаратурой выводит учеников за предмет информатики — это сам по себе навык работы с устройством. Какое бы устройство ни попало в руки ребенка, он интуитивно понимает, как его включить. Как это происходит? Потому что есть другие примеры, на которых он смог научиться.

И так с любыми программами и устройствами. Мы видим какой-то текстовый редактор с совершенно экзотическим названием, но в принципе понимаем, что там есть поле обработки текста, есть элементы форматирования, которые в целом универсальны. С каждым годом процесс унификации, когда нет привязки к конкретному программному решению, заходит все дальше. Мы уже не говорим о конкретной программе, мы говорим о технологии в целом. Технология обработки текста, публичных данных, баз данных, обработки чисел — все это уже и есть тот самый базовый навык. А где он будет формироваться, на уроках информатики или где-то еще, – какая разница, если мы воспитываем разностороннюю личность?

Если говорить в целом о моем отношении – я за технологии. Нужно понимать всем, и в первую очередь учителю, что абсолютно все технологии – это инструмент. Это ни в коем случае не подмена базовых понятий или замена навыков. Например, навык письма и навык печати. Они не подменяют друг друга.

В образовательном процессе каждый участник может применять определенный набор технологий, но может и не применять.

На уроках литературы и русского языка, если мы ищем какую-то информацию о писателе, можно пойти в библиотеку, прочитать очень много книг, потратить на это несколько часов, а можно сделать все то же самое за несколько нажатий клавиш. Итог один – информация будет найдена. Вопрос в том, что в первом случае на это тратится огромное количество времени и сил. Многие считают, что сам поиск информации в книжке стимулирует какие-то навыки, в том числе привычку читать. Может быть, никто не спорит. Но если есть задача именно найти информацию о писателе, то с помощью Интернета экономится время. Остается вопрос: что человек будет делать со свободным временем. Он начнет искать более интересную информацию, более глубоко копать или полезет в соц.сеть и начнет развлекаться? Так или иначе, но это вопрос психологии. Нужно понимать, насколько данный конкретный ученик мотивирован на обучение. Насколько ему в данный момент эта тема интересна.

«Противники технологий» считают, что компьютеры и Интернет погубят все образование. Это идет от непонимания, что технология – всего лишь средство, инструмент. Еще 13 лет назад проектор в школе казался в новинку, сейчас его используют в каждом классе. Раньше, не имея в школе лаборатории учителю нужно было как-то рассказать данную тему, чтоб ребенок мог самостоятельно выполнить лабораторную работу. Сейчас же есть возможность на качественно другом уровне показать такие простые

вещи. Например в нашей школе учителя естественно-математического цикла на своих уроках используют виртуальные лаборатории.

Также многие учителя нашей школы на своих уроках и на внеклассных мероприятиях используют интерактивную доску, работают в программе ActiveInspire.

Технологии хороши, если мы их грамотно используем как инструментарий, а не как слепую замену учителю, особенно учителю-гуманитарию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *