Открытый урок В.Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка»

Литературное чтение

Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.

Критерии успешности.

Я знаю   о творчестве В.Бианки..

Я понимаю, что нужно бережно относится к природе.

Я умею и могу   подробно пересказывать художественный текст согласно составленному плану.

Ход  урока

  1. Психологический настрой

Начинаем наш урок

На улице холодно, наступила настоящая зима. Чтобы нам было комфортно и уютно давайте поприветствуем наших гостей улыбкой и подарим друг другу и нашим гостям теплоту своих сердец через наши улыбки. И пожелаем друг другу добра передавая его из рук в руки со сдловами:

Я желаю тебе добра:

Если тебе будет трудно,

я помогу.

  1. Деление на группы (по временам года: зима, весна, осень)

Какие правила будем соблюдать, работая на уроке?

  1. Дыхательная гимнастика.

«В цветочном магазине»

«Медвежата»

Мам, мёду б нам,

Мам, молока бы нам.

  1. Проверка домашнего задания.

Чтение сказки «Серебряный ключик» по ролям.

Оценивание учащимися.

  • Кто больше всего понравился и почему?
  • Каков жанр этого произведения?
  • А какая это сказка?
  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Определение темы урока.

— Сегодня мы продолжим изучать произведения о природе родого края. И познакомимся с произведением Виталия Валентиновича Бианки

  • У каждой группы есть карточка с картинками, рассмотрите ее.
  • Что увас изображено на картике? Назовите одним словом.

—  А если объединить все эти картинки, какая группа получится? (Природа).

Предположение: О чём писал Виталий Витальевич Бианки? – о природе.

  1. Учебно – познавательная деятельность.

        Слово об авторе (знакомство с писателем).

Человек – часть природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки. Почему его называли не только писателем. Но и учёным, вы узнаете чуть позже.

       Учитель: Предлагаю послушать сообщения о писателе.

  1. Виталий Бианки родился в Петербурге. От отца он унаследовал талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
  2. Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира находилась прямо напротив музея, и он со своими братьями  часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара.

Ему  хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных  зверей. Настоящие были дома: в квартире  расположился небольшой зоопарк.

  1. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной.
  2. Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником.    А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался  футболом. Разными были интересы.  Но своим главным  учителем Бианки считал отца. Он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они превратились в увлекательные рассказы и сказки.

5.За 35 лет творческой работы Виталий Валентинович  Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и заметки о жизни животных, о природе. Читатели  ему писали много писем и он отвечал на них. Его произведения переводили  на многие языки мира.

          Учитель: Что вам запомнилось из жизни писателя В.В. Бианки? Теперь вы сможете ответить на вопрос. Я его напомню.

—        Как вы думаете, почему В.В. Бианки называют не только писателем, а ещё и учёным?

(Ответы детей: он не просто писал о природе, он её изучал. Записывал все свои наблюдения и потом писал рассказы и сказки).

-Отгадайте , о чём будет произведение?

Какой зверек опасный

Ходит в шебе красной?

Снег разгребает,

Мышек хватает?

 

Может плавать и нырять

Может в небе высоко летать

Идет в перевалочку, спотыкалочку

Произносит кря-кря!

  1. Чтение произведения учителем.

Давайте послушаем   произведение В.В. Бианки,  которое называется «Хитрый Лис и умная Уточка»

— Слушая, произведение запомните или подчеркните слова, которые непонятны для вас?

— Определите, к какому жанру  относится произведение?

— Кого в сказке можно считать положительным персонажем. А кого отрицательным?

— Кому из героев вы больше всего сопереживали? Поделитесь своими чувствами.

— Какие непонятные слова или выражения вам встретились?

  1. Словарная работа

утятинкой раздобудусь (достану)

всполошилась (забеспокоилась)

Стая поднялась на крыло

утопилась

здоровехонька

ключ бьет из-под земли

полынья

  1. Чтение произведения учащимися

— Разделите сказку на части.

— На сколько частей вы разделили сказку?

  • В какое время года началась эта история?
  • Какого времени года ждал лис и почему?
  • Когда лис вновь отправился на озеро?

Разделимся на группы.

1 группа  будет читать об Осени

2 группа  –о Зиме

3 группа –о Весне

Вы должны прочитать свой отрывок и выбрать подходящую карточку, на которой описывается ваша часть сказки.

— 1 группа

  1. Осень. Хитрый Лис мечтает поймать уточку.
  2. Лис хватает уточку за крыло.
  3. Уточка спряталась в камышах.

-2 группа: 1. Зима. Хитрый Лис хочет найти уточку по следам.

  1. Тёплая полынья спасла уточку.

       — 3 группа: 1. Весна. Хитрый лис снова мечтает поймать уточку.

  1. Лис хочет кинуться в воду.
  2. Уточка улетела.

               Учитель: Вот и план готов.  И теперь мы можем опираясь на этот план пересказать сказку.

Оценивание пересказа.

        Учитель: Оценим пересказ при помощи сигнальных карточек. (учащиеся оценивают пересказ-поднимают нужную карточку).

Работа с пословицами.

Плохи дела — где  сила без ума.

Смекалка и ум к победе ведут.

  • Прочитайте пословицы. Подходят ли они к сказке?
  • Почему вы так считаете?
  • Какова главная мысдь сказки?

Обощающая беседа.

  • За каждый правильный ответ вы будете получать снежинку и украшать елочку.

М — Почему это сказка, а не рассказ?

О — Какая уточка в сказке?

Л — Какой лис в сказке?

О — Кто в сказке положительный герой?

Д — Какая главная мысль сказки?

Ц — Быть хитрым, коварным, по — вашему как хорошо или плохо?

Ы — Кто написал сказку? Что вы еще запомнили о В.В. Бианки?

Какое слово получилось? Почитаем вместе.

6.Рефлексия.

  • Вам понравился урок?

Используя данные выражения расскажите чем вам понравиля урок.

  • привлек меня тем…
  • показался интересным…
  • взволновал…
  • заставил задуматься…
  • Оценки вы все получили в течении урока
  1. Домашнее задание.

Прочитать сказку. Подготовить пересказ сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *