«Влияние музыки на нравственно-патриотическое становление подрастающего поколения»

Токпаева Алмагуль Мекеновна

преподаватель народного отделения

КГКП «Центр дополнительного образования

«Руханият» отдела Бухар-Жырауского района»

Мир  в вступил новый век. Каким ему быть? Во многом зависит от нас, педагогов в, воспитателей, родителей и тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни. От этих основ будет зависеть все духовное и материальное благосостояние государства и общества. Ведь каков человек и его деятельность, таков и мир, который он создает.
Многие проблемы нашей жизни связаны с бездуховной, безнравственной, невежественной, а, следовательно, разрушительной деятельностью человека, непосредственно вытекают из проблем культуры. Поэтому в деле образования и воспитания подрастающего поколения вопросы культуры должны стоять на первом месте. Для последних лет характерно разрастание сети школ с углубленным изучением предметов гуманитарно-эстетического цикла, а также альтернативной системы образования (лицеев, гимназий, колледжей, частных школ и т.д.) , где в учебный план включаются музыка, МХК, хореография, сценическое искусство.
Ведь человек, увлеченный искусством - личность, умеющая оценить общечеловеческие ценности, умеющая высказывать свое мнение, любящая свою Родину.
А если человек не раскрывает свои творческие способности, то он ищет свое воплощение в “теневой” стороне жизни:
И нищий духом загонит, как коня, свою судьбу, и других не пощадит. Где же выход? В чем? В ком?
В  ресурсе дополнительного образования c преподаванием предметов музыкально-эстетического цикла. Главная цель нашей школы – воспитание человека культуры. Она отвечает важнейшей задаче музыкального образования в современной школе - формирование нравственно-эстетических качеств личности юного гражданина и патриота своей страны
Основными задачами работы музыкального отделения нашей школы являются:
•        выявление и развитие задатков и способностей детей;
•        выработка качеств личности и деятельности, обуславливающих проявление творчества в любом деле;
•        личностно-ориентированный подход и создание условий для самовыражения;
•        отбор в процессе обучения детей, способных к продолжению профессионального обучения.
Как педагог казахского народного отделения я добавляю: развитие музыкально-творческой личности, где выделяю цель инструментальной музыки - развитие музыкального слуха, т. е. развитие общей музыкальности, кругозора, музыкального мышления и творческой инициативы.
Исходя из утверждения о важности формирования нравственно-эстетических качеств личности, в задачу курса сольфеджио вводится не только обучение различным знаниям и навыкам, но и воспитание музыкального вкуса, любви к музыке, творческого отношения к ней.
Поэтому в своей работе я ставлю следующие задачи:
1.        способствовать развитию общей музыкальности и творческого отношения к музыке;
2.        развивать равномерно все стороны музыкального слуха, как основу для практических навыков (чтение и записи музыки);
3.        применяя принцип единства обучения и воспитания, использовать метод осознанности обучения и развития мышления и самостоятельности;
4.        опираясь на тесную связь со всеми музыкальными дисциплинами, развивать слух на лучших образцах классической и современной музыкальной литературы, на народных песнях.
Также мы предусматриваем и решаем проблему регионального национального образования, путем использования в работе  казахской музыкальной литературы, т. к. казахская музыка (народная и композиторская) в примерах для слушания и исполнения используется нами для приобщения к истокам национальной культуры, накопления слуховых впечатлений. Непосредственное интонирование мелодий позволит учащимся лучше понять красоту и богатство колорита народной музыки.
Эту возможность узнать больше о народном наследии предоставляет наше народное отделение
Воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» говорил замечательный актер Е.Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом нашего народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети нашего учреждения знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности для детей , обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом  народа, с образцами народного музыкального творчества. Органично вплетённые в жизнь детей мудрые народные пословицы и поговорки, народные песни и произведения вызывают у детей интерес к творчеству нашей республики, желание продолжать знакомство с ним.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство детей: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашей школе это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.
        В дальнейшем мы планируем продолжить работу по данной теме, поскольку  считаем, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родной земле  и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.
Мы считаем, что музыке необходимо обучать всех детей, так как  это одна из частей комплекса полноценного развития личности, как физическое развитие или любой другой предмет в школе, без которого невозможно воспитать полноценную, гармоничную личность. Для нас совершенно не важно, какими качествами, необходимыми для профессионального музыканта обладает ребёнок, было бы желание и интерес.
В большинстве семей отсутствует понимание того огромного влияния, которое обучение музыке оказывает на формирование духовного мира ребёнка, на его умственное развитие. Многие считают, что занятия сводятся именно к обучению игре на инструменте, и мало чего  дают для жизни.  Рассуждают, что куда полезнее для жизни занятия спортом или иностранным языком.
Сегодня неграмотный человек – музейная редкость. Труднее обстоит дело с нравственным воспитанием, с воспитанием культуры чувств. Есть основания говорить о ножницах между эмоциональным и интеллектуальным развитием личности. Интеллектуальное часто опережает эмоциональное. Но, если человека лишить эмоций, то он превратится в робота, он перестанет мечтать, любить, надеяться. В наше время родители прилагают все усилия, чтобы их дети получили аттестат с отличием, и забывают о духовном мире ребёнка, его нравственном развитии. И тогда вырастают молодые люди с неразвитой эмоциональной сферой, не способные к жалости и сочувствию. На вопрос «Зачем вы учите ребёнка в музыкальной школе?»в основном родители отвечают– чтобы умел играть на инструменте, или – для общего развития, или – чтобы стал музыкантом, меньше – чтобы просто любил музыку, и только один папа сказал; “ чтобы не вырос злым”.
Главной задачей музыкального образования является не столько обучение музыке само по себе, игре на инструменте, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, на их нравственность. Исполняя и слушая музыку, пытаясь выразить чувства, охватившие их при этом, дети учатся доброте, душевной тонкости.
Наша задача привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере. Потому что, постигая красоту в музыке, ребёнок учится ценить её и в жизни, в человеческих отношениях. Музыка учит  добру.
Эмоциональная культура, в свою очередь, стимулирует работу мысли, заставляет задуматься над смыслом тех или иных нравственных критериев. Таким образом, эмоции и мышление тесно связаны между собой. Ещё Павлов писал, что главный импульс для деятельности коры полушарий головного мозга идёт из подкорки. Если исключить эти эмоции, то кора лишается главного источника силы. Как показали исследования, дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше ориентируются в пространстве. Была отмечена связь между музыкальными и математическими способностями учащихся. После занятий музыкой обостряется восприятие, дети лучше соображают. Музыка будит мысль. Не случайно в Японии в общеобразовательной школе занятия музыкой ежедневные, и всем известно, что по культурному и техническому развитию эта страна недосягаема.
На наших занятиях развиваются все виды внимания, памяти, что немаловажно для обучения в школе.
10  причин, по которым необходимо обучаться музыке.
1.  Занятия музыкой учат концентрации внимания и умению держать в голове много информации, что просто необходимо в овладении многими современными профессиями.
2.  Занимаясь музыкой, ребёнок тренирует математические способности и развивает пространственное мышление.
3. Музыка стимулирует работу мозга, помогает формированию аналитических способностей
4. Музыка оказывает благотворное влияние на интеллектуальный рост  детей, учит мыслить. Мозг, воспитанный музыкой, сам сможет взять всё, что ему нужно.
5. Музыка и речь – психологические родственники. Музыкальные занятия оказывают помощь в изучении языка, освоение навыков чтения, а так же в лечении речевых расстройств.
6.   Привычка слушать другого и понимать его, которое воспитывает музыка, делает человека мягче и терпимее, учит взаимопониманию, они более чуткие и отзывчивые, поскольку научены слушать и слышать.
7.   Музыкальные дети многое видят и лучше чувствуют, их труднее вывести из себя, они меньше подвержены паническим настроениям.
8. Раннее развитие музыкой позволяет вырастить талантливых, умных, просто одарённых в какой-либо области людей.
9.   У музыкального ученика меньше проблем с успеваемостью – эту истину подтверждают наблюдения психологов и педагогов.
10. Музыкальные занятия способствуют самодисциплине и учат правильно организовывать свой досуг, дети отличаются большей трудоспособностью и усидчивостью, т. к. они более организованы во времени и им просто некогда думать о том, куда девать себя в свободное время, они умеют ценить своё время.


И, конечно же, выступления Вашего ребёнка на концертах доставляют, прежде всего, Вам радость и вносят новые впечатления в вашу жизнь.


   
Список литературы:
1. Алиев Ю. Б.   Настольная книга школьного учителя музыканта.  М., 2000
2. Теплов Б. М.  Психология  иузыкальных  способностей.  М., Л., 1947

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *