Открытый урок в 5 классе: «Чтение и запись десятичных дробей»

Аристархова Наталья Викторовна

учитель математики

КГУ «Средняя школа №13» отдела

образования по городу Усть-Каменогорску

управления образования ВКО

 

 

Раздел долгосрочного плана:

Раздел 5.3В: Десятичные дроби и действия над ними

Школа: КГУ «Средняя школа №13» отдела образования по городу Усть-Каменогорску управления образования ВКО
Дата: ФИО учителя: Аритархова Наталья Викторовна
Класс: 5 Количество присутствующих: отсутствующих:
Тема урока: «Чтение и запись десятичных дробей»
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 5.5.3.5 читать и записывать десятичные дроби
Цели урока Вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.Через работу в группе над проблемным заданием учащиеся научатся переводить обыкновенную дробь в десятичную дробь, закрепят навыки чтения и записи десятичных дробей, навыки говорения через умение называть разряды десятичной дроби, будут объяснять, какие дроби можно перевести в конечные десятичные, а какие нельзя
Воспитательный и развивающий аспект урока Развивает вычислительные навыки, математическую речь, внимание, мышление;

Вырабатывает этические и эстетические нормы поведения на уроке, чувство ответственности через само и взаимное оценивание

Тип урока Урок закрепления знаний
Критерии оценивания Учащийся будет

—  читать и записывать десятичные дроби;

—  называть разряды десятичной дроби;

—  переводить обыкновенные дроби в десятичные двумя способами;

—  понимать, какие дроби можно перевести в конечные десятичные, а какие нельзя;

— выполнять на микрокалькуляторе перевод обыкновенной дроби в десятичную дробь

Языковые цели Понимать и объяснять, используя математическую терминологию и своими словами, какую обыкновенную дробь можно перевести в десятичную дробь, называть разряды десятичной дроби

Предметная лексика и терминология: Десятичная дробь – decimalfraction, запятая — decimalpoint.

Разряды десятичной дроби, обыкновенная дробь, разрядная единица, числитель, знаменатель.

Разряды дробной части:  десятые, сотые, тысячные и т.д.;

Разряды целой части: единицы, десятки, сотни и т.д.

Серия полезных фраз для диалога/письма:

Десятичная дробь – это другая запись обыкновенной дроби

Чтобы записать данную дробь в виде десятичной дроби, надо…

Целая часть отделяется от дробной запятой

Дробь читается: …целых, …(десятых, сотых, …)

Привитие ценностей Привитие ценностей — честности, ответственности, уважения осуществляется посредством работы в группе и через само и взаимно оценивание, глобальное гражданство через экскурс в историю развития понятия десятичной дроби, знакомство с современными способами записи десятичных дробей
Межпредметные связи Возможна межпредметная связь с русским языком через развитие говорения с применением чтения десятичных дробей и выражений с десятичными дробями.

Межпредметная интеграция на уроке реализуется посредством деятельности, через чтение десятичных дробей и просмотр видео

Навыки использования ИКТ Микрокалькуляторы, интерактивная доска или диапроектор, индивидуальные маркерные доски или блокноты для рефлексии
Предварительные знания Обыкновенные дроби, правильные\неправильные дроби, связь деления и дроби, основное свойство дроби, смешанные числа, разряды натуральных чисел
Ход урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
Начало

10 минут

 

 

 

 

 

Организационный момент. «ЗНАНИЕ – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему. Само же оно не приходит».

Аль-Бируни

 Положительный настрой на урок  

Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

1.  желаю (соприкасаются большими пальцами);

2.  успеха (указательными);

3.  большого (средними);

4.  во всём (безымянными);

5.  и везде (мизинцами);

6.  Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

 

Критерии оценивания на доске и листочках с заданиями

Актуализация опорных знаний и их коррекция.

1)Между какими разрядами в записи десятичной дроби ставится запятая?

2)Что обозначает число, записанное до запятой?

3)Что обозначает число, записанное после запятой?

4)Как определить, сколько знаков должно быть после запятой?

5)Сколько знаков будет после запятой, если знаменатель 1000?

Игра – эстафета: «Кто быстрее?» Дроби записать в виде десятичной дроби. Выходим по одному человеку с каждого ряда по очереди и переводим обыкновенные дроби в десятичные.

1 ряд 2 ряд 3 ряд
2 = 3 = 4 =
4= 15= 23=
4= 4= 4=
= = =
= 2= =
1= 34= 37=
12= 5= 15=
8= 17= 25=
71= 2= 9=

 

Учащиеся выходят по одному цепочкой от каждого ряда и записывают обыкновенную дробь или смешанное число в виде десятичной дроби.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5мин

 

 

 

 

Середина

25 минут

 

Определение границ (возможностей) применения знаний:

Закрепляем алгоритмы. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.

1.     Прочитайте и запишите число. Запишите в таблице примеры своих чисел. Карточка 1

.

Дробь Десятичная дробь
Целая часть , Дробная часть
тысячи сотни десятки единицы десятые сотые тысячные Десятитысячные Сто тысяч

ные

миллионные
3 8 , 0 0 1 3 5
 0 , 0 7
3 , 0 13
8 5 , 0 0 6 7
3 7 8 3 , 0 5 2 3 7
2 6 5 , 0 0 0 0 0 5

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Заполните таблицу. С последующей взаимопроверкой. Карточка 2

Читается Количество цифр после запятой в десятичной дроби Запись в виде десятичной дроби
1 0 целых 8 десятых 1 0,8
2 6 целых 53 сотых    
3 10 целых 108 тысячных    
4 4 целых 5 сотых    
5 0 целых 19 тысячных    
6 100 целых 1 тысячная    
7 14 целых 305 десятитысячных    
8 0 целых 6 десятитысячных    
9 0 целых 2147 стотысячных    
10 3 целых 48 стотысячных    
11 1 целая 2 миллионных    

Говорение. Правило чтения десятичных дробей. Учащиеся на маркерных досках записывают, как прочитать равенство и неравенство. Затем читают свои варианты, дополняют и сравнивают с правилом из учебника.

Ѓ: При чтении десятичных дробей склоняются все их части.

Например:

3 т 40 кг = 3,04 т – три тонны сорок килограммов равны трем целым четырем сотым(д. п.) тонны;

5,78 < 9,003 – пять целых семьдесят восемь сотых меньше девяти целых трёх тысячных(р.п.).

3. Прочитайте дроби. (Слайд  2)

Заполни пропуски

20,3 — двадцать_________  три ____________

2,03 — ______________ три _______________

0,007 — __________ целых семь ___________

42,06 — ______________ _____целые   шесть __________

5,004 — ________ целых четыре____________

0,01 — _________ целых _________ сотая

34,0006 — ______________целых  шесть________________

Диктант. Самопроверка и проверка в команде. (Слайд 3)

а) 3 целых 3 десятых; б) 15 целых 55 сотых; в) 0 целых 67 сотых;

г) 5 целых 404 тысячная; д) 87 целых 1 сотая; е) 72 целых 12 тысячных;

ж) 6 целых 62 тысячных; з) 2 целых 2 сотых; и) 0 целых 2 сотых.

 

3. Закрасьте каким-либо способом указанную часть квадрата, выразив предварительно десятичную дробь обыкновенной со знаменателем 100.

 

а) б) в)
0,5 = 0,2 = 0,75 =

4. Закрасьте каким-либо способом указанную часть квадрата, выразив предварительно десятичную дробь обыкновенной со знаменателем 100.

 

а) б) в)
0,07 0,4 0,65

5.Какая часть квадрата закрашена? Выразите ответ сначала десятичной дробью, а потом обыкновенной. Закрасьте такую же часть соседнего квадрата каким-нибудь другим способом.

Пробное применение знаний.

6.Запишите в виде десятичной дроби частные. Слайд 4.

Команды записывают числа на маркерных индивидуальных досках и показывают. Проверяют друг друга и дают комментарии, если не согласны с ответом.

Проблемное задание.

«Как записать дробь в виде десятичной дроби?» На размышление 1 минута.

Через 1 минуту подвести учащихся к первому способу опираясь на значение дробной черты – деление.

1 способ: 1 разделить на 2 уголком. Видео ресурс «Перевод обыкновенной дроби в десятичную».

http://www.bilimland.kz/ru/content/lesson/11486-desyatichnye_drobi_perevod_desyatichnoi_drobi_v_obyknovennuyu_drob

Примеры на закрепление. Учащиеся выполняют в группах и проверяют по образцу ответа одной из команд.

Запишите в виде десятичной дроби:

=         ; =        ;       ; =        ;

Подведите учащихся к данному способу, опираясь на основное свойство дроби и подведите учащихся к необходимости приведения к новому знаменателю, разрядной единице. Предварительно обратите внимание на составляющие множители разрядных единиц.

2 способ: знаменатель умножить на такое число, чтобы в знаменателе наименьшее из возможных произведений было разрядной единицей – 10, 100,1000 …

или .

Переведите в десятичную дробь и заполните таблицу:

0,5

Представьте дробь в виде десятичной дроби. Что получилось? Проверьте на микрокалькуляторе.

Почему так получилось? Подумайте в команде и объясните.

Подтверждение гипотезы. Просмотр видеофайла: «Какие дроби можно записать в виде конечной десятичной дроби».

http://www.bilimland.kz/ru/content/lesson/11486-desyatichnye_drobi_perevod_desyatichnoi_drobi_v_obyknovennuyu_drob

Подумай!

Проверка усвоения. Индивидуальная работа. Обратная связь.

Самостоятельная работа по карточкам. (Приложение 2)

Самопроверка самостоятельной работы. (Слайды 5, 6)

Дифференциация. Задание для быстрых учащихся.

5*. Какой из знаков, применяемые в математике, следует поставить между числами 4 и 5, чтобы получить  число, большее четырех, но меньшее пяти?

 

 

 

Презентация

 

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 5, 6

Конец

10 минут

 

 

 

 

Тест-итог. Самопроверка по образцу ответов. (Приложение 3)

Подведение итогов урока.

— Что такое «десятичная дробь»?

— Где используется десятичная дробь?

— Какую обыкновенную дробь можно заменить десятичной?
— Как называют число, записанное перед запятой?
— Как называют число, записанное после запятой?
— Как определить, сколько знаков должно быть после запятой?
— Сколько знаков будет после запятой, если знаменатель 10, 100, 1000, 10000?

Домашнее задание

http://www.bilimland.kz/ru/content/lesson/11486-desyatichnye_drobi_perevod_desyatichnoi_drobi_v_obyknovennuyu_drob

Рефлексия

 

 

Лесница успеха.

Определите на какой ступеньки вы находитесь.

 

 

 Слайд 7

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности
Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке. Правильное расположение сумок и

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.
Цели урока и ожидаемые результаты соответствовали данному изучаемому материалу на уроке.

Атмосфера на уроке была деловая, рабочая.

Дифференцирование заданий по уровню сложности соответствовало способностям учащихся.

Время на уроке было использовано рационально.

 

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?

1: Дифференциация через знакомство с периодическими дробями.

2: Проблемное задание

Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?

1: Тщательное продумывание направляющих вопросов

2: Для кинестетиков подобрать задания

Что я узнал (а) за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку.

Наследующемуроке предусмотреть задания с ошибками, для развития навыков проверки решения.Обратить внимание на учеников, чьи работы были выполнены менее чем на 60%.

 

Приложения 1

Физкультминутка.

— Я проговариваю утверждение. Если вы с ним согласны, то сидите, а если нет – встаньте.

— правильная дробь;

— больше единицы;

можно записать в виде десятичной дроби;

Из   можно выделить целую часть;

В десятичной записи   после запятой стоит 2 цифры;

— правильная дробь;

Черту дроби можно понимать как знак деления.

 

 

Приложение 2

Самостоятельная работа

1. Работа по карточкам

Вариант 1

  1. Запишите в виде десятичной дроби числа

,  3,  12,  7,  14,  , ,  2

  1. Запишите в виде десятичной дроби числа

а) 5 целых 7 десятых;  б) 0 целых 3 десятых;   в)14 целых 4 сотых; г) 0 целых 72 тысячных.

  1. Сколько цифр после запятой получится в десятичной записи дроби ?

Вариант 2

1.     Запишите в виде десятичной дроби числа

5,  7,  7,  5,  2,  , ,

2.     Запишите в виде десятичной дроби числа

а) 3 целых 7 десятых;  б) 0 целых 11 сотых;    в)12 целых 4 сотых; г) 8 целых 27 тысячных.

3.     Сколько цифр после запятой получится в десятичной записи дроби ?

Меняются карточками и передают свои решения. Идёт взаимопроверка.

.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *