План открытого урока на тему: «Применение здоровьесберегающих и игровых технологий на уроке фортепиано в первом классе»

Амрина Ботагоз Аскербаевна

преподаватель фортепиано

ДМШ №2 г. Нур-Султан

Цели  урока :

1)образовательные:

—  формирование первоначальных  навыков игры на фортепиано, усвоение  первоначальных  знаний  по нотной грамоте  с  использованием  здоровьесберегающих   и  игровых  технологий .

2)развивающие:

-развитие  музыкального мышления

-развитие музыкально-слуховых  представлений

-накопление исполнительского опыта

3)воспитательные:

-воспитать устойчивый интерес  к игре на фортепиано

Задачи:

1) образовательные:

-формировать умение наладить связь слуховых и двигательных ощущений в зависимости от характера исполнения

-использовать игровые элементы для закрепления навыков игры на фортепиано

2)развивающие:

-развивать образное мышление путем активизации фантазии и воображения учащихся

3)воспитательные

-воспитать устойчивый интерес к игре на фортепиано

 

Методы  обучения:

  1. словесно-пояснительный
  2. наглядно-иллюстративный
  3. частично-поисковый
  4. практический

Тип занятия:  комбинированный урок

Форма занятия:  индивидуальный  урок-беседа

Структура  урока: 1. Вводная часть- обоснование темы, целей и задач урока

  1.   Содержание урока
  2.    Заключение
  3.    Список литературы

 

Оборудование урока: ноты, мягкая игрушка. наглядные пособия, иллюстративный материал.

Характеристика учащейся: Касимова  Мерей — ученица 1 класса специального фортепиано  , возраст — 7 лет ,занимается с октября месяца 2020 года, обладает хорошими  музыкальными  способностями, занимается с  большим желанием, игровой аппарат еще не достаточно сформирован .

 

Ход урока

Вступительное слово учителя. О плюсах и минусах занятий в ДМШ или других учреждениях дополнительного образования можно говорить бесконечно. Главным аргументом «против» занятий музыкой может стать дополнительная нагрузка: ведь ребенок должен проводить часть свободного времени за инструментом, в то время как его сверстники  бегают на свежем воздухе. Дополнительные проблемы получают и сами родители: ребенка надо отвезти на занятия, проконтролировать выполнение домашних заданий. Но польза от занятий музыкой неизмеримо выше всех забот. У ребенка совершенствуется физическое развитие — развивается чувство ритма и музыкальный слух, тренируется мелкая моторика и координация движений, вырабатывается сила воли, усидчивость, воспитывается сценическая выдержка, развивается внимание и память. Ему нужно дома самостоятельно заниматься музыкой, вовремя успевать к началу занятий, следить за расписанием и учиться организовывать свой день так, чтобы все успеть. Но самое главное — это общение в кругу близких по интересам друзей. снимет усталость после школьных уроков, приобщит ребенка к духовному наследию прошлого, познакомит с сокровищами мировой культуры, что благотворно скажется на его здоровье.

Физкультминутки и паузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность. Нормой является их проведение по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого, а также имеет значение  эмоциональный фон во время выполнения упражнений. Дети с удовольствием выполняют эти физические упражнения, не задумываясь о том, что они что-то изучают.

Упражнения можно условно разделить на три группы: 1) упражнения, направленные на формирование правильной осанки, 2)развивающие плече-лопаточные мышщы, 3)направленные на развитие чуткости и цепкости кончиков пальцев.

На каждом из занятий с учениками  отводится от 5 до 10 минут (в зависимости от целей и задач урока) на комплекс упражнений, содержание которого можно варьировать в зависимости от плана урока. Родителям учеников, присутствующим на занятии, предлагается повторять данные комплексы дома, вместе с детьми, перед началом и после занятий за фортепиано.

Подводя итоги вышесказанному, заметим, что в рамках урока описываемые упражнения снимают накопившееся мышечное напряжение, усталость детей после общеобразовательной школы. В домашних же условиях они способствуют повышению общего тонуса исполнительского аппарата учеников и развивают физические возможности ребенка для исполнения технически сложных произведений

Таким образом,  приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков на уроках фортепиано является рациональное  использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности, соответствующей гигиеническим нормам на основе возрастных особенностей ребенка. Каждый  урок строится по определенной  схеме: развитие ритмических, слуховых и игровых навыков, которые, чередуясь друг с другом, позволяют сделать урок насыщенным по содержанию и разнообразным по творческим заданиям.

Данный урок проводится с учащейся 1 класса  Касимовой Мерей ,7 лет. Девочка способная, очень развита для своего возраста ,заинтересованная.

Освоила приемы звукоизвлечения  нон легато, легато, знает основы нотной грамоты, знает расположение нот, их запись на нотоносце. Умеет играть  двумя руками  выученные пьесы, хорошо ориентируется на клавиатуре

 

  1. Обоснование темы, цели и задачи урока.

Обучение игре на фортепиано 5–6 летних детей происходит в игровой форме , которая создает эмоциональный настрой и помогает проникнуть в образное содержание музыки.  Следует помнить, что память детей своеобразна: основную ее часть занимает непроизвольное внимание и запоминание. Поэтому многие задания даны в игровой форме. Игровые элементы  повышают интерес к занятиям, делают их менее утомительными, поэтому они присутствуют в каждом уроке как необходимый элемент обучения.

 

III. Содержание занятия

1.Пальчиковая гимнастика.

  1. Упражнения «Домик», «Ворота», «Воробей и Кошка». Педагог демонстрирует за партой упражнения для развития пальцев ,ученица выполняет вместе с педагогом.

2.Упражнение «Комар и медведь». Это задание выполняется за инструментом ,педагог в стихотворной форме знакомит ученицу с клавиатурой(черными клавишами) .

3.Пьеса  «Паровоз»( со свистком). Пьеса знакомит с приемом игры нон легато по белым клавишам.

4.Песенка про знаки альтерации – диез, бемоль, бекар

Под аккомпанемент педагога  ученица поет песенку с движениями.

5.Проверка домашнего задания

Ученица исполняет пьесы «Петушок», «Полька Карабас», «Андрей-воробей», «Тыном-таном» по нотной записи. В процессе исполнения преподаватель  анализирует характер исполнения пьес, вместе с ученицей определяет необходимый характер звучания. Выученные пьесы исполняются в ансамбле, с пением текста.

6.Изучение элементов нотной грамоты, развитие навыков чтения с листа

Напольная клавиатура  — нарисована на рулоне бумаги, на клавише должна уместиться нога ребенка.  Пьеса«Петушок»- показываем клавиши на напольной клавиатуре. То же повторяем на клавиатуре фортепиано.

7.Игра  «Прятки». Эта игра на закрепление знаний о динамических оттенках: крещендо и диминуэндо, по принципу игры  «Горячо-Холодно».При приближении  к месту, где спрятана игрушка ,музыка будет усиливаться, а при удалении — затихать.

8.Пьеса  « Полька Карабас» . Предварительно педагог с ученицей придумывают танцевальные движения ,соответственно  тексту ,после этого играют в ансамбле, пытаясь сыграть в характере веселой польки. Важное место на уроке фортепиано  отводится ритмопластике, позволяющей украсить урок танцевальными движениями, сочинение танцевальных па к разученному произведению на инструменте.

9.Заключение. Подводя итог, следует отметить. что рациональная организация урока фортепиано с младшими школьниками с учетом здоровьесберегающего фактора помогает избежать перенапряжения и переутомления ребенка, сохранить его активность в течение всего урока, снимает проблему угасания интереса к игре на инструменте. К ожидаемым результатам музыкально-оздоровительной работы на уроке фортепиано с начинающими относятся: -развитие музыкальных и творческих способностей ребенка;

-эмоциональное благополучие личности

-речевое развитие

-снижение процента заболеваемости

-увеличение физической и умственной работоспособности.

 

Список литературы:

 

1.Игнатьева,С.Г.Педагогические условия здоровьсбережения учащихся в системе предшкольной подготовки и начальной школы: дисс.канд.пед.наук/С.Г.Игнатьева .-Чебоксары,2010

 

2.Смирнов, Н.К.Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы/Н.К.Смирнов .-М.:АРКТИ,2003г.

 

3.Юдовина-Гальперина .Т.Б.За роялем без слез, или Я –детский педагог/Т.Б.Юдовина-Гальперина._СПб.: Композитор,1996г.

 

4.Аврамкова ,И.С.Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано:на материале современных учебно-методических пособий:автореферат дисс….канд.пед.наук/И.С.Аврамкова.-СПб.,2007г.
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *