План открытого урока на тему «Формирование творческого воображения на уроке фортепиано в первом классе »

Амрина Ботагоз Аскербаевна

преподаватель фортепиано

ДМШ №2 г. Нур-Султан

Цели  урока :

1)образовательные:

—  формирование представления об особенностях произведений  малой формы.

2)развивающие:

-развитие  музыкального мышления

-развитие музыкально-слуховых  представлений

-накопление исполнительского опыта

3)воспитательные:

-воспитание музыкально-эстетического и художественного вкуса

-воспитание  умения слушать  и анализировать услышанное

Задачи:

1) образовательные:

-раскрыть  особенности формы  изучаемых произведений

2)развивающие:

-научить  обьединять  музыкальный  материал  в единое целое

3)воспитательные:

-воспитание умения слушать и анализировать услышанное

 

Методы  обучения:

  1. словесно-пояснительный
  2. наглядно-иллюстративный
  3. частично-поисковый
  4. практический

Тип занятия:  комбинированный урок

Форма занятия:  индивидуальный  урок-беседа

Структура  урока: 1. Вводная часть- обоснование темы, целей и задач урока

  1. Содержание урока
  2. Заключение
  3. Список литературы

 

Оборудование урока: ноты,  наглядные пособия, иллюстративный материал.

Характеристика учащейся: Хамитова Ясмин — ученица 1 класса специального фортепиано  , возраст — 8 лет , обладает хорошими  музыкальными  способностями, занимается с  большим желанием, до поступления в музыкальную школу имела музыкальную подготовку.

 

Ход урока

 

 

 

 

 

Вступительное слово учителя .

 

 

 

Воображение! Без этого качества нельзя

быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком,

ни мыслящим существом, ни просто человеком.

 

Д.Дидро

 

Воображение – это психический процесс, процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Оно – неотъемлемая составляющая творческого мышления, которое является залогом творчества вообще.

Поэтому воображение – главный объект формирования и развития творческих способностей.

Процесс воображения присущ только человеку и является основным и необходимым условием его трудовой деятельности. Именно в процессе труда воображение возникло и развивалось. Вместе с тем, всё, что создаётся фантазией человека, неизбежно произрастает из действительности. Поэтому воображение можно назвать одной из форм действительности. Чем больше знаний и наблюдений у человека, тем богаче у него воображение. Поэтому распространённое мнение, что у детей воображение развито лучше, чем у взрослого – ошибочно. Так как воображение берёт своё начало из жизненного опыта, а у ребёнка этот опыт ещё невелик. Зато воображение гораздо свободней,  чем у взрослого человека. Именно эту свободу часто воспринимают за богатство. А значит перед педагогом стоит очень важная задача – развитие воображения ребёнка! Музыкальное воображение имеет свои отличительные особенности.

Оно тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребёнка, если у неё отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком зиждется на активной деятельности воображения.

В музыкальном искусстве воображение, фантазия имеют чрезвычайно важное значение. Средства музыкальной выразительности способствуют созданию в нашем сознании художественных образов и наоборот – благодаря активности воображения, его воссоздающей и творческой особенностей, маленький пианист постепенно овладевает средствами музыкальной выразительности, в том числе и пианистическими приёмами. Помимо музыкальных способностей, которые формируются в процессе развития музыкального воображения, оно имеет огромное значение для развития личности ребёнка, особенно в части развития эмоциональной сферы. Он становится свободным от стереотипов, он способен находить разные способы решения одной задачи. Он учится по разному реагировать не только на разную по характеру музыку, но и музыку одного характера, находя при каждом новом прослушивании новые детали и нюансы. Становится эмоционально более развитым, отзывчивым.

Музыка во многом отличается от других видов искусств – её выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи, театра и кино. Язык точных понятий ей чужд. Музыка обращается преимущественно к чувствам и настроениям людей. Не имея зрительного образа, музыка является чистой формой абстрактного искусства. Содержание музыки познаваемо, но нет точного предметного соответствия между звуковыми образами и образами действительности. Ей свойственно передавать настроения в очень условных звуковых образах.

Обозначим кратко особенности развития воображения в младшем школьном возрасте.

 

Успешный процесс обучения в классе фортепиано во многом опирается на воображение детей и способствует его развитию. Главное – заинтересовать ребёнка,

« раздуть искру личного». Это может быть зримый образ, минутное настроение, определённое воспоминание. Таким образом воздействуя на эмоциональную память ученика, пробуждаем его воображение, так необходимое нам для дальнейшего процесса формирования пианистических навыков. Мы побуждаем его на дальнейший поиск нужных в данный момент ощущений. В работе используется метод беседы, входе которой мы вместе с учеником выясняем или придумываем программу произведения, ищем художественный образ. Мы вместе формулируем « эмоциональное зерно пьесы». Такая совместная работа раскрепощает, вдохновляет ученика. Он чувствует себя партнёром, созидателем. Вживаясь в рождённую в совместном творчестве историю, мы рождаем эмоцию, наполняем конкретным содержанием и переживанием музыкальные образы. А далее мы обращаемся к физическому воплощению художественного образа, то есть к поиску нужного штриха, тембра, динамики, к формированию пианистического приёма.

При построении обучения необходимо учитывать ряд особенностей, обусловленных самой природой детского воображения, за счёт которого и происходит постижение новых знаний.

Воображение – это всегда способность охватывать целое раньше частностей. Поэтому в обучении необходимо раскрывать общие понятия раньше его частных свойств и проявлений. Необходимо предоставлять не сам ответ, а подталкивать ребёнка к поиску этого ответа. В этой связи основное дидактическое требование к обучению при опоре на воображение – не давать готовых знаний, поскольку готовое знание сужает воображение, притупляет его возможности и развитие.

Вхождение   ребят   в   мир   музыкальных   образов   нужно   сделать желанным, интересным и занимательным. Наиболее эффективным решением этой проблемы является опора на принцип образно-игрового вхождения в музыку. Он заключается в создании такой атмосферы на занятиях, которая требует       от       детей       перевоплощения  и работы фантазии. Уже с первых занятий музыка приходит к ребенку из леса, доносится с ветром, слышится в зажигающихся звездах и т.д. У каждого ребенка, в такие минуты, звучит своя музыка, которая живет внутри человека. Детей вводят в  мир музыки через уже ранее воспринятое и пережитое, развивая эмоции и воображение.

Способность к созданию в воображении  многообразных красочных звучаний инструмента,умение выявить в звучании родившийся в воображении образ можно назвать  образным мышлением.

Дети мыслят целостными  художественными образами.Образ-поэтический,зрительный, слуховой- это то,что создается в процессе творчества.Однако,развитию этой способности в начальном периоде обучения не всегда уделяется должное внимание,и потом наступает момент,когда ее отсутствие становится заметным.Восполнить этот пробел начального обучения бывает трудно.

Учащийся не  освоил взаимозависимость характера  звучания инструмента  и движения,необходимые для его воссоздания.Следовательно,именно на начальном этапе обучения  необходимо стремиться развивать образное мышление ученика в синтезе с освоением средств выразительности,искать такие способы развития,которые постепенно превращали бы его фантазию в звуковое воображение.

Проблема пробуждения творческого воображения должна стоять перед педагогом на всех этапах обучения.Следует проанализировать значение авторских указаний ,уяснить композицию произведения,уточнить стилевые,жанровые характеристики.

Содержание занятия.

Разминка

Исполнение упражнения Ш.Ганона (на выбор)

Проверка домашнего задания:

  1. Исполнение гаммы ля минор – 3 вида, 3–хзвучные аккорды

2.Исполнение гаммы ре мажор,3-хзвучные аккорды

3.Работа над произведениями:

а)исполнение  ученицей пьесы А.Роули  «В стране гномов». Работа над образным содержанием и практическим воплощением поставленных задач.

б)разучивание Этюда В.А.Дювернуа  «Песенка дятлов»( на двойные ноты ),

ученица придумала стихи к тексту и пыталась  исполнить текст двумя руками .

в)разгадывание игр-загадок из пособия Э.Ш.Тургеневой «Музыкальная поляна »,1часть

ученица выполняет задания на угадывание  названий нот  в словах стихотворений.

г)исполнение пьесы А .Абдинурова  «Туған жер.Родная земля»

Ученица  с помощью педагога  работает над поиском средств выразительности ,стремится найти характер звучания ,необходимый для воплощения  звукового образа. Задание-нарисовать рисунок к данной пьесе.

Заключение.

Для активизации воображения необходимо вызвать в памяти ребенка как можно больше ассоциативных связей .Для этого  следует подбирать яркий ,доступный, звукоизобразительный репертуар, направленный на активную работу фантазии. Для вербализации образа  педагог может предложить ребенку сочинить слова ,нарисовать рисунок к изучаемым пьесам ,а значит, детское воображение активизируется ,фантазия проснется, творческий процесс  нам обеспечен. Используя детское воображение можно решать самые сложные  и элементарные задачи, сделать их интересными и волнующими.

Список литературы:

1.Выготский Л.С. Воображение и творчество  в детском возрасте-М.,1967

2.Дьяченко О.М. Пути активизации воображения у детей/Вопросы психологии,№1-М.,1988

3.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры- М.,1982

4.Субботина Л.Ю.Развитие воображения у детей –Я.,1969

5.Тургенева Э.Ш. «Музыкальная поляна»М.,2002

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *