Статья «Теоретические аспекты формирования воображения у первоклассников на занятиях фортепиано в музыкальной школе»

Амрина Ботагоз Аскербаевна

преподаватель фортепиано

ДМШ №2 г. Нур-Султан

На занятиях фортепиано в музыкальной школе происходит всестороннее обучение и развитие детей. Система принципов подбора репертуара, разработанные методы формирования основ музыкальной культуры детей направлены на развитие во взаимосвязи эмоциональной отзывчивости, мышления, воображения школьников, активизацию проявлений творчества. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Младший школьный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей и народной музыки, тем богаче его тезаурус, тем более успешным становится его развитие. Если эстетическое сознание ребенка обогащается с помощью музыки, то это не пройдет бесследно для его духовного становления.

В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации — способности ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Обучение игре на фортепиано – объемный, сложный, многогранный процесс, основной целью которого вместе с формированием пианистических умений и навыков является развитие общемузыкальных способностей школьников. Среди этих способностей важное место занимает творческое воображение, без которого невозможно в процессе исполнения музыкальных произведений самостоятельно создавать новые художественные образы.

Одна из главных задач педагогов в классе фортепиано, в условиях дополнительного образования – научить осмысленно воспринимать и передавать музыкальные образы, которые ученик может воссоздавать в своём воображении. Поэтому важно осознавать каждому преподавателю, что формирование пианистических исполнительских навыков непосредственно связано с развитием творческих способностей ученика, возникающих в результате деятельности творческого воображения.

Творческое воображение делает процесс обучения более интересным, способствует поиску новых образных характеристик музыкальных сочинений, помогает донести до слушателя исполнительский замысел. Очень часто учащиеся музыкальной школы, особенно на начальном этапе обучения, сталкиваются с трудностями в воплощении художественного замысла произведения, так как не имеют достаточного опыта, их творческое воображение недостаточно развито. Поэтому формирование творческого воображения с первых шагов обучения должно быть направлено на создание ярких музыкальных образов.

Во все времена проблема развития творческого воображения, как составляющая эстетического воспитания, занимала особое место. О яркости воображения у детей и его оригинальности говорили многие исследователи в этой области В. Штерн[4],

Д. Дьюи[5]. Попытки  экспериментального исследования функций воображения были сделаны на рубеже XIX-XX веков В. Вундтом[2],  Т. Рибо [6],  Э. Мейманом [8], и отражены в трудах Д.Б. Богоявленской[7],  Л.С. Выготского [1], Л.В. Запорожец[9], В.А. Крутецкого[10], А.В. Петровского[11], С.Л. Рубинштейна[12], Б.М. Теплова[13].

Воображение – форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Различают непроизвольное и произвольное, репродуктивное и творческое воображение. Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения. Обратимся к определениям, которые имеются в литературе. Л.С.Выготский отмечает, что “воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря,  привнесение  нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением”.[1]

Творческое воображение учащихся в классе фортепиано является важнейшим средством в процессе становления креативной личности юного музыканта, раскрытия его индивидуальности, формирования исполнительского стиля. Оно развивает мышление, навыки самостоятельного оперирования средствами музыкальной выразительности в классе фортепиано, помогает воплощать авторский замысел исполняемого произведения. Современные методы обучения, особенно инновационные, способствуют более активному формированию творческого воображения учащихся в условиях дополнительного образования.

В последние годы инновационность в обучении и воспитании – предмет внимания не только педагогов, но и социологов, психологов, филологов. По своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в характере деятельности, стиле мышления, которые с этими новшествами связаны. Инновационное обучение создаёт новый тип учебно-воспитательного процесса, раскрепощающий личность учителя и ученика. Инновационность  –  это, прежде всего, открытость и умение отнестись к своей позиции не как к единственно возможной и единственно истинной.

В музыкальной школе в первом классе происходит переход от игровой деятельности к учебной. И талант педагога в том и состоит, чтобы плавно ввести ученика в мир музыки через игру, сказку. В этот период происходит адаптация ребенка в мире правил, привыкания к условиям индивидуального урока в системе дополнительного образования. При подготовке игрового аппарата ученика к правильной постановке следует задействовать различные сказочные образы, сочинить стихи, применить двигательные упражнения, физкультминутки. При слушании музыки, полезно предварительно сыграть произведение, дать некоторую информацию о композиторе, сообщить историю создания данного произведения. Пробудить фантазию ученика можно задавая вопросы при характеристике образов данной музыки. В моменты разбора отдельных разделов пьес, можно вместе придумать возможные «события», «действия», чтобы стало доступным содержание музыкального произведения. Мы вместе формулируем «эмоциональное зерно пьесы». Такая совместная работа раскрепощает, вдохновляет ученика. Он чувствует себя партнером, созидателем .Вживаясь в рожденную в совместном творчестве историю, мы рождаем эмоцию, наполняем конкретным содержанием и переживанием музыкальные образы. А далее мы обращаемся к физическому воплощению художественного образа, то есть к поиску нужного штриха, тембра, динамики, к формированию пианистического приема.  Наступает определенный  момент на протяжении занятия, когда необходимо провести некоторую разрядку, физкультминутку. Существуют инновационные (инновация-лат.in-в, novus -новый-возобновление, изменение,обновление) [3]здоровьесберегающие и игровые технологии, которые могут быть применены на занятиях в фортепианном классе. Их можно применить в моменты работы с нотным текстом, когда наступает усталость и надо снять напряжение глаз. Их тоже можно провести в игровой форме. Применение пальчиковой гимнастики, логоритмики, ритмопластики на занятиях с первоклассниками очень помогает развитию интереса к занятиям, пробуждения фантазии ребенка.

Музыка несёт в себе те общественные функции, что и искусство в целом, как специфический род человеческого мышления и деятельности. Главное её предназначение – участие в человеческой жизни. Во все времена музыка признавалась эффективным средством, которое способно привести в движение духовно-потенциальные возможности человека (эмоциональные, интеллектуальные, эстетические, этические, психологические) и внести изменения в мыслительные способности, в характер, поведение и воспитание личности, умственную и моральную деятельность, а также научную и художественную работу.

Основная цель любого педагога – всемерно развивать способности учащихся, дать им знания, привить навыки, приучить к труду, сформировать творческое воображение. Давно замечено, что дети, обучающиеся в музыкальной школе, намного развитее своих сверстников, которые лишены возможности прямого общения с музыкой. Занятия в классе фортепиано, как и любого другого специального инструмента, это творческий тандем преподавателя и ученика в создании музыкальных образов. И чтобы этот процесс оказался плодотворным необходимо подготовить ученика к нему. Ведь именно овладение игрой на музыкальном инструменте даёт возможность воплотить в реальном звучании образы исполняемых произведений, осуществить собственные творческие замыслы, передать в художественной форме свои мысли и чувства. В исполнительской деятельности активизируется способность эстетического суждения и оценки, совершенствуется образное мышление, реализуется творческий потенциал учащихся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *