Технологическая карта изучения темы «Части растений. Семена».

Цель темы

 

Познакомить учащихся с частями растений, конкретно остановиться на теме «семена»

Развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, формировать умение работать в паре

Воспитывать бережное отношение к растениям.

Планируемый результат Знать о многообразии растений.

Усвоить, что у разных растений есть общие части (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами).

Научиться находить, показывать и называть эти части.

Знать виды семян и как они размножаются без помощи человека

Основные понятия Понятия: — растение, -корень, -стебель, -лист, -цветок, -плод с семенами
Межпредметные связи Окружающий мир, литературное чтение
Ресурсы: ·       Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь, видеоматериал.
Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, в парах

Технология проведения

 

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

 

I этап.  Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

 

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. I этап.  Организационный момент.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок.

II этап. Актуализация знаний.

Цель – показать многообразие растений.

ПР: Знать это  многообразии растений.

Работать с информацией, представленной в форме кроссворда.

 

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

 

 

 

 

 

 

 

У детей карточки –подсказки с отгадками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют к какой группе относится данная картинка

 

 

 

 

Работа в тетрадях (запись числа, прогноз погоды и темы урока)

Организовать фронтальную работу по разгадыванию кроссворда,

показать учащимся всё многообразие растений,

включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

 

 

 

 

 

Оценивание (стикеры)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняет кластер, оценивание (кластеры)

 

 

 

 

 

 

Объявляет тему урока

II этап. Актуализация знаний.

Ребята, а вы любите сказки?

А вы знаете с каких слов начинаются сказки?

-Сказки начинаются словами: «В некотором царстве, в некотором государстве…» Оказывается, всё живое в природе делится на царства. Мы сегодня попадём в одно из них. Чтобы узнать в какое царство мы попадём, разгадаем кроссворд. Отгадайте загадки. В выделенной строке прочитайте получившееся ключевое слово.

1.Русская красавица стоит на полянке,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Берёза).

2.Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит борщ и щи, там меня ищи. (Капуста).

3.Маленький, горький, луку брат. (Чеснок).

4. Золотая голова
Велика и тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква)

5.Что же это за девица,

Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель).

6.Белые горошки,

На зелёной ножке. (Ландыш).

7. Растёт зелёный кустик, дотронешься, укусит. (Крапива).

8.Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И, галдя, её клюют. (Рябина).

Ключевое слово – растения.

— Прочитайте ключевое слово.

Вы  наверно догадались, так в какое царство мы сегодня отправимся? ( В царство растений).

 

Видеоролик «Разнообразие растений»

 

Ребята, а на какие три основные группы делятся растения?

(деревья, кустарники, и травянистые растения)- предметные картинки

 

Что нужно для роста растений?(свет, вода, воздух, питательные вещества)

 

Тема нашего урока: «Части растений. Семена.  Сегодня мы с вами будем изучать строение растений, познакомимся с видами семян и как растения вырастают из семян.

 

 

Но прежде чем мы к ней преступим давайте в тетрадях запишем число и выполним прогноз погоды.

 

III этап. Изучение нового материала.

 

Цель – Познакомить учащихся с частями растений.

ПР: Усвоить, что у разных растений есть общие части (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами).

 

 

 

Дети называют, что есть общего у растений

 

 

 

Участие в сценке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль автора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

 

 

III этап. Изучение нового материала.

 

-Ребята, вы изучили много растений. Они такие разные! А есть ли у них что-нибудь общее?

—  А вот и сами части растений.  Посмотрите сценку, которую для вас приготовили ребята.

Сценка «Спор частей растений».

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.
КОРЕНЬ.– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!

 СТЕБЕЛЬ. – Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? Цветы? Плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?
ЛИСТЬЯ.  Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Да и дышится рядом с нами легко».

ЦВЕТОК– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться. 
А кроме того я самый красивый из Вас…
А какой чудесный аромат исходит от меня…

ПЛОД. – Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.

 

– Какие части растения вы запомнили из рассказа ребят? (Корень, листья, стебель, цветы, плоды)

-Как вы считаете, кто из них самый главный?

 

Так что же такое корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами? (Части растения).

IV этап. Закрепление изученного.

 

Цель – Научиться находить, показывать и называть эти части.

 

ПР: уметь находить, называть показывать части растений.

 

 

 

Работают индивидуально, взаимооценивание

 

 

 

 

 

 

Объяснение выполнения задания,

настраивать детей на работу

Задание: на картинке правильно указать номера соответствующие частям растения
 

V этап. Изучение нового материала.

 

Цель – Познакомить учащихся с частью растений – семенами

ПР: Усвоить, что семена бывают разные, многие растения вырастают из семян

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в паре

Деление яблока пополам

 

Ученик читает толкование слова «семена»

Ученики читают информацию в учебнике с остановками

Сравнивают семена (форма, цвет, размер)

 

 

 

Просмотр видеоролика,

составление схемы

 

 

 

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

 

В теч.нед записывают наблюдения в таблицу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель задаёт вопросы

 

 

Показ различных семян

 

 

 

 

Показ видеоролика

 

 

 

 

Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

 

– Сегодня мы  подробнее узнаем о  семенах.

Ребята, как вы считаете, в какой части растения спрятаны семена?

 

Цветы – это как раз та часть растения, где созревают плоды и семена. Цветы отцветают, их лепестки осыпаются. На месте цветка появляется плод. Плод растёт, а внутри него созревают семена.

Разделите яблоко с соседом по парте пополам. Что в серединке? (Семена).

План работы

1.Работа с толковым словарём (дать определение части растения)

2.Знакомство с информацией учебника ( чтение с остановками)

1 часть

-Из чего вырастают многие растения?(из семян)

-Какие бывают семена?

2 часть

Как семена распространяются без помощи человека?(ветром, животными и водой)

 

Сейчас мы посмотрим, как же из семян вырастают растения?

3.Просмотр видеоролика «Развитие растения из семян»

(составление схемы)

Семя → корень → стебель → лист → цветок → плод → семя

 

4.Проведение эксперимента (работа в паре)

1 пара вода+ солнце+

-в смоченную водой вату положи семена и поставь стакан в светлое место

2 пара вода+ солнце-

-в смоченную водой вату положи семена и поставь стакан в тёмное место

3 пара вода- солнце+

-в сухую  вату положи семена и поставь стакан в светлое место

4 пара вода- солнце-

-в сухую вату положи семена и поставь стакан в тёмное место

В теч. нед. Наблюдать  и записывать изменения в тетрадь (таблица)

Итог урока — Определите орган, который укрепляет растение в почве ( КОРЕНЬ)

— У дерева он один, а у кустарника – много ( СТЕБЕЛЬ)

— Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет- почернеет( ЛИСТ)

— Яркий, благоухающий , красивый … ( ЦВЕТОК)

— Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый, образуется на месте цветка  (Плод)

— Из него вырастает новое растение (СЕМЯ)

Так что же такое корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами? (Части растения).

-Какой орган считается самым главным?

 

Оценивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дом/з Тест

Самостоятельная работа.

Какая часть растения находится под землёй?

А корень

Б лист

В цветок

2) На месте какой части у растения

появляется плод?

А стебля

Б листа

В цветка

3)Внутри какой части растения находятся семена?

А стебля

Б цветка

В плода

4)Что мы едим у гороха?

А стебель

Б плод

В семена

 

VII.  Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Наш урок подходит к концу. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего занятия.

·  Если оно для вас прошло плодотворно, и вы остались довольны – прикрепите к дереву плоды – красные яблоки.

·  Если оно прошло хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите жёлтые яблоки.

·  А уж если совсем напрасно было потрачено время, то – зелёные яблоки

И в завершении, скажите:

— За что бы вы себя могли похвалить?

А кого из одноклассников вы можете похвалить и за что?

 

 

 

Подготовила и провела: Портная И.А., 1 уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ

Начну анализ с характеристики класса. В классе 26 учеников 15 мальчиков и 11 девочек

Сегодня на уроке присутствовали

В целом класс организованный ,  хороший уровень воспитанности и культуры детей .

 

Тема из раздела Многообразие растений и животных Тип урока Изучение нового.

Цель урока: сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы,  познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.

Поставленная  цель реализуется посредством следующих задач:

Задачи:

Предметно – информационные:

— знакомство с классификацией растений

— изучение основных признаков групп растений

Деятельностно- коммуникативные:

— развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку.

— развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания,

Развитие устной речи, умение контролировать и оценивать результат своей деятельности., расширение кругозора, и словарного запаса учащихся.

Ценностно – ориентированные:

— развитие любознательности, наблюдательности, чувства гармонии человека с природой.

 

На уроке были использованы следующие методы обучения:

По способу выделения знаний:

  • индуктивный
  • дедуктивный

По характеру познавательной деятельности:

  • наглядный
  • частично-поисковый

По источнику знаний:

  • словесный
  • практический.

 Учащиеся работали:

  • коллективно
  • индивидуально
  • в парах
  • самостоятельно

Виды контроля  на уроке:

ученик- ученик    (при    работе в парах)

  • самоконтроль
  • ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде)

Метод ЖИГСО

Урок начинается с организационного момента пожеланий доброжелательности и девиза сердце и ум в работу вложи каждой секундой своей дорожи с одной стороны и психологического настроя ,что дети будут в роли открывателей с другой стороны.

Следующий этап позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать их познавательную деятельность.

— обобщать , сравнивать, доказывать по рисунку находить лишнее.

Через кроссворд мы вышли на новое понятие  « Ботаника», а также формулировку темы урока.  Вопросы для кроссворда были в разной форме загадки, закончить предложение., логически  подумать, что способствует развитию интереса и еще большей активности на уроке.

Следующее  задание вспомнить части растений именно для настроя ,

сплочения группы в целом, выполняют всей группой. Их первое задание вместе.

Изучение нового материала  полностью по методу ЖИГСО. Где можно проследить 3 стадии ( побуждение, поиск ответов на поставленные цели самостоятельно, рефлексия)

Здесь можно увидеть работу индивидуальную, и в паре при пересказе, ответственность каждого ученика ведь им предстоит быть в роли учителя и ученика самому слушать и запоминать, работа всей группы. Моя роль на данном этапе заключалась в координации и консультации (индивидуальной) Я ЗАНИМАЛА ПОЗИЦИЮ : « Я рядом , Я с вами».

По завершению работы проводится тест. Ученики показывают реальные результаты своей деятельности. Проверяют по ключу и ставят себе оценку в зависимости от набранных баллов.

Рефлексия. На этом этапе дети показали умение анализировать свою собственную деятельность, состояние комфорта, самочувствия ,настроения с помощью лесенки успеха. На данном этапе чувствуется заинтересованность, стимулирование к личным достижениям, радость .

Межу всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. . В ходе урока была достигнута дидактическая цель. План урока выполнен полностью. Урок получился интересным, плодотворным, эффективным. Поставленные задачи были решены, цель урока достигнута.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *