Тренинг для педагогов «Развитие навыков общения, уверенности в себе»

Подготовила педагог-психолог: Кишканова И.А. ГККП Детский сад «Аққайың» Алматинская область Жамбылский район.

Цель: формирование доверительного стиля общения, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение; отработка навыков уверенного поведения и доверия к самому себе; формирование вербальных и невербальных средств общения; формирование сплоченности группы.

Программа тренинга:

  1. Приветствие. Сообщение цели тренинга.                                                 Психолог  предлагает участникам  поприветствовать друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера. Например: «Я рад видеть тебя, и хочу сказать, что ты, как всегда, весел и энергичен!» участники тренинга по очереди демонстрируют доброе, доверительное отношение друг к другу.
  2. Упражнение «Социометрия».                                                  

Психолог предлагает участникам тренинга свободно  «погулять» по комнате. Психолог  дает задание:                                                                                           «Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз».                                     «Найдите друг друга те, у кого день рождения летом».                            «Найдите друг друга те, у кого низкий (высокий) рост».                                  «Найдите друг друга те, в чьем имени 5 (6,7,8 и т.д.) букв».

  1. Правила работы в группе:

1.Доверительный стиль общения. В качестве первого шага к созданию климата доверия можно предложить принять единую форму общения на ТЫ, психологически уравновешивающую всех членов группы и ведущего.

  1. Общение по принципу «Здесь и теперь». Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждений событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Но основная задача тренинга состоит в том, чтобы каждый член группы смог увидеть себя во время своих проявлений. Это достигается тем, что в группе существует интенсивная обратная связь, основанная на доверительном общении.
  2. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию.
  3. Искренность в общении. Говорим только то, что чувствуем или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.
  4. Принцип активности. Активность – основная норма поведения в тренинге, она подразумевает постоянное реальное включение каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие.
  5. Персонификация высказываний. Суть его заключается в добровольном отказе от безличных речевых форм, помогающих в обыденном общении скрыть свою позицию. Вместо суждений типа: «обычно считается…», «некоторые полагают…» в группе необходимо говорить личными формами: «я считаю…», «я полагаю…».
  6. Акцентирование языка чувств. Каждый участник должен акцентировать внимание на эмоциональных состояниях (себя и партнеров) и при обратной связи по возможности использовать язык, фиксирующий эти состояния. Например: «Твоя манера говорить на повышенных тонах вызывает у меня раздражение».
  7. Определение сильных сторон личности. Во время обсуждения упражнений и заданий каждый участник должен подчеркнуть положительные качества выступающего.
  8. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия.
  9. Обсуждение темы «Уверенность в себе».                               

Одним из качеств позитивной профессиональной деятельности является – уверенность в себе. Важно научиться адекватно оценивать собственное поведение, обращать внимание на такие качества, как уверенность или неуверенность в себе. Можно утверждать, что неуверенное поведение вредит человеку, приводит к тому, что неуверенный в себе человек сдерживает свои чувства вследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных социальных умений. Необходимо отличать уверенное поведение от неуверенного и агрессивного. Агрессивный человек нарушает права других путем доминирования. Агрессивность не основывается на зрелом самоуважении и представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счет другого человека. Уверенное же поведение увеличивает возможность выбора и контроль над собственной жизнью.                                                                  Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет строить отношения с другими людьми, что называется «на равных», вне зависимости от положения, которые те занимают. Можно, таким образом, сказать, что уверенный в себе человек убежден в праве на реализацию потребностей своего «Я» и владеет способами и формами такой реализации, уважает позиции и статус других людей.

Существует целый ряд характеристик уверенного поведения: 1.Эмоциональность речи, открытость в выражении чувств.                                     2. Прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих.                                                                                                                   3. Использование местоимения Я, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками.                                                                4.Принятие похвалы, отказа без самоуничижения и недооценки своих сил и качеств.                                                                                                                             5. Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей.

  1. Упражнение «Скульптура».                               

Психолог предлагает участникам разбиться на группы. Один из каждой группы – скульптор, остальные – глина. «Скульптор» в течение 5 минут создает  скульптурную группу. Он придает нужное положение рукам, ногам, голове, пальцам и даже чертам лица партнеров. Партнеры совершенно пассивны и позволяют лепить из себя все, что угодно.  Когда скульптор придаст окончательную форму своей работе, он сам становится в нужную с его точки зрения позу и сообщает об этом всем остальным.                                                                                                   После этого участники обсуждают:                                                                             —  что привлекло их внимание?                                                                                    — что они чувствовали в процессе изготовления скульптуры?                                       — какие мысли приходили в голову?

 

  1. Упражнение «Всеобщее внимание». Всем участникам тренинга предлагается выполнить одну и ту же простую задачу: любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники. Обсуждаются итоги: кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет каких средств. На упражнение отводится 15 минут.

     7.Упражнение  «Цвет настроения».                                                                          На магнитной доске, в центре, расположен круг.   Психолог предлагает каждому взять по одному лучику, раскрасить его в тот цвет, который соответствует настроению его настроению и закрепить на доске.                                                      — Спасибо. Вот какое веселое и спокойное настроение преобладает в нашем коллективе!

 

  1. Тест «Самочувствие – активность — настроение». Участникам предлагается с помощью суждений оценить свое самочувствие, активность, настроение.

Оценка результатов и выводы:                                                                                  Сумма баллов, набранная каждым участником по всем шкалам, делится на 30, и в результате получается средний показатель, отражающий настроение, преобладающее у данного участника.                                                                                    5-7 баллов – человек имеет чаще всего хорошее настроение. Таким и должен быть учитель.                                                                                                                        От 1 до 3 баллов – у человека чаще всего преобладает плохое настроение. Оценка, близкая к 4 баллам (от 3,5 до 4,5) – указывает на изменчивость настроения или человек не может оценить свое настроение.                                         

  1. Упражнение АТ «Регуляция дыхания» Для овладения данным упражнением аутогенной тренировки – регуляцией дыхания – необходимо выполнять все задания: полностью успокоиться, расслабиться, почувствовать тепло рук и ног, представить ровную и спокойную работу сердца. Несколько раз повторить основную формулу этого упражнения: — Мне дышится легко и свободно — Дыхание спокойное и равномерное                                                                                 — Мое тело приятно расслаблено                                                                                            — Расслабились мышцы груди, живота                                                                                  — Приятное успокаивающее тепло в груди                                                                             — Тепло усиливается, нарастая с каждым выдохом                                                                — Тепло вытесняет все неприятные ощущения,                                                               — Мое дыхание успокаивается,                                                                                                 — Дышится все легче и свободнее,                                                                                                 — Живот плавно участвует в дыхании,                                                                              — Все больше успокаивается нервная система,                                                                         — Грудная клетка теплая,                                                                                                                 -Легко и свободно дышит грудь,                                                                                              — Воздух струиться по дыхательным путям,                                                                             -Легко и свободно струиться по расширенным бронхам прохладный и освежающий воздух,                                                                                                                   — Чувствую себя хорошо,                                                                                                            — Легкий ветерок освежает лицо,                                                                                                  — Свежий воздух приятно холодит виски,                                                                               -Чувствую приятную прохладу в области лба и переносицы,                                                      -В груди легко и свободно,                                                                                                           — Свежий воздух наполняет мою грудь,                                                                                   — Свободно вдыхается и выдыхается,                                                                                         — Дышится совершенно произвольно,

— Наслаждаюсь легкостью дыхания,                                                                                    — Дышится легко в любой обстановке,                                                                                     — Я погружаюсь в глубокий отдых,                                                                                            — Я совершенно спокоен.

Упражнение можно считать освоенным, если вырабатывается способность регулировать дыхание после легких физических упражнений.

Список  использованных источников:

  1. http://besttest2012.ru/Tests/new4/samo4ustvie_aktivnost_nastroenie.html
  2. http://www.elitarium.ru/rekomendacii-aktivnoe-povyshenie-samoocenki-razvitie-uverennost/
  3. http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library
  4. doc

 

Тест «Самочувствие, активность, настроение»

Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент  с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики. Этим опросником можно пользоваться регулярно, как только возникает необходимость выяснить состояние своего самочувствия, активности, настроения

Положительная характеристика 3 2 1 0 1 2 3 Отрицательная характеристика
Самочувствие хорошее Самочувствие плохое
Чувствую себя сильным Чувствую себя слабым
Активный Пассивный
Подвижный Малоподвижный
Веселый Грустный
Хорошее настроение Плохое настроение
Работоспособный Разбитый
Полный сил Обессиленный
Быстрый Медлительный
Деятельный Бездеятельный
Счастливый Несчастный
Жизнерадостный Мрачный
Расслабленный Напряженный
Здоровый Больной
Увлеченный Безучастный
Взволнованный Равнодушный
Восторженный Унылый
Радостный Печальный
Отдохнувший Усталый
Свежий Изнуренный
Возбужденный Сонливый
Желание работать Желание отдохнуть
Спокойный Озабоченный
Оптимистичный Пессимистичный
Выносливый Утомляемый
Бодрый Вялый
Соображать легко Соображать трудно
Внимательный Рассеянный
Полный надежд Разочарованный
Довольный Недовольный

 

Оценка результатов и выводы:

Сумма баллов, набранная каждым участником по всем шкалам, делится на 30, и в результате получается средний показатель, отражающий настроение, преобладающее у данного участника.                                                                                    5-7 баллов – человек имеет чаще всего хорошее настроение. Таким и должен быть учитель.                                                                                                                        От 1 до 3 баллов – у человека чаще всего преобладает плохое настроение. Оценка, близкая к 4 баллам (от 3,5 до 4,5) – указывает на изменчивость настроения или человек не может оценить свое настроение.

 

 

 

 

ы

в

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *