Открытый урок «Воздух. Состав воздуха. Лабораторный опыт № 6 «Горение свечи»»»

Сатенова Жанна Аликовна

учитель химии

 ГКУ Кос –Истекская средняя школа

Учебные цели, достигаемые на этом   уроке 7.3.1.1 -знать состав воздуха;

7.3.1.2 -знать, что при горении веществ расходуется кислород, входящий в состав воздуха;

7.3.1.3 -понимать значение охраны атмосферного воздуха от загрязнения.

Цель урока Все учащиеся знают качественный и количественный состав воздуха, называют причины загрязнения атмосферы

Большинство учащихся определяют последствия загрязнения атмосферного воздуха

Некоторые учащиеся устанавливают причинно-следственную связь между причинами и последствиями, выполняют логические задания с использованием системы PISA.

Критерии оценки обучающийся:

знает и называет качественный и количественный состав воздуха;

перечисляет причины загрязнения атмосферного воздуха и определяет последствия загрязнения атмосферного воздуха;

устанавливает причинно-следственную связь между причинами и последствиями загрязнения атмосферного воздуха;

делает вывод о значении воздуха для жизни и его охраны от загрязнений;

Языковые цели может объяснять, почему воздух смесь, указывает на связь кислорода с процессом горения;

атмосфера это… воздух смесь газов, потому что…,

в составе воздуха …, горение веществ связано с… , воздух загрязняется…,

Привитие ценностей Сформировать экологическую культуру учащихся, осознания важности знаний химии в решении экологических проблем. Глобальное участие Казахстана в решении общемировых и региональных проблем.
Межпредметная связь Введение в науку (Воздух) Естествознание (Процессы в живой

природе. Охрана природы)

Предшествующие знания 5.3.2.1 различают чистые вещества и смеси

5.4.2.5 объясняют процесс  фотосинтеза

5.6.3.1 называют экологические проблемы РК

6.6.3.2 предлагают пути решения  экологических проблем

Ход урока
Запланированные этапы урока Виды упражнений, запланированных    на урок ресурсы
Начало урока

Орг. начало

2мин

Определение темы, целей урока

5 мин

Вступительное слово учителя. Психологический настрой: «Приветствие пожелание»- повернуться друг к другу, улыбнуться, пожелать успехов.

Деление на группы по стикерам на которых написаны составляющие воздуха (азот, кислород, аргон, углекислый газ)

«Заморочки из бочки». Каждая группа вытягивает из коробочки задания на карточках.

Ребята, чтобы определить тему урока, выполните задания в группе.

1) отгадать загадку

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь,

Он невидимый, и все же без него мы жить не можем.

2) Древнегреческий ученый, философ Аристотель более двух тысяч лет назад говорил своим ученикам: “Природа не терпит пустоты”. Что находится в пустом стакане?

3) Знаете ли вы, что  без пищи человек может прожить не больше 50-и дней, без воды — несколько дней, а без него – менее 10 минут.  Что это?

4) Разгадай ребус

Кто сможет назвать тему урока?   ФО три хлопка

Предлагается обратить внимание на стикеры и ответить на вопрос: Какое отношение имеют написанные на них вещества к теме урока?

Объявляется тема урока и формулируются цели,

так как наша тема называется ВОЗДУХ. СОСТАВ ВОЗДУХА. Мне бы хотелось затронуть такую тему как «ЭКСПО 2017» все вы знаете что стороной принимающей всемирную выставку стала наша страна, наша столица Астана международная специализированная выставка «Экспо» — крупнейшая международная выставка, на которой демонстрируются новейшие научно-технические достижения, перспективы развития, а также история, традиции и культура стран всего мира. Результатом проведения всемирных выставок является расширение международных, экономических, политических, культурных и научных связей. Всемирные выставки проводятся один раз в пять лет, а промежутки между ними заполняют специализированные выставки.

Современная энергетика Казахстана, осуществляющая генерацию энергоресурсов в основном за счет сжигания угля и мазута, является источником почти 88% всех выбросов парниковых газов в пределах республики. Прогнозы говорят о том, что эта отрасль еще долго будет использовать уголь и мазут в производстве, поскольку переход энергетической отрасли страны на низкоуглеродную основу – дело не одного десятилетия.

В этой связи основной вопрос для Казахстана, связанный с концепцией чистого воздуха, очевидно, будет заключаться в том, каким образом и насколько отечественные энергетики будут способны обеспечить сокращение выбросов в атмосферу. И здесь им на выручку могут придти новейшие разработки, позволяющие сжигать уголь без опасения оказаться в числе нарушителей международной энергоэкологической конвенции.

 

 слайд №1

 

 

стикеры

 

коробочка, карточки с заданиями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд №2

стикеры

Середина урока

кластер

3 мин

 

 

Озвучивание результатов  3мин

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемного вопроса 1 мин

 

 

 

 

 

 

Историческая справка. 1мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторный опыт № 6

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

физминутка

1мин

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом 8 мин

 

Презентация работы учащихся

5 мин

 

 

 

Закрепление знаний 7 мин

Что вы уже знаете о воздухе? Составление  кластера

Задание: работайте индивидуально, обменяйтесь результатами в паре, обсудите в группе, озвучьте.

ФО Простой кластер         сложный кластер

В этимологическом словаре русского языка указывается, что слово «воздух» заимствовано из церковно-славянского языка: «воздыхать».

С точки зрения биологической, воздух является средой для поддержания жизни за счет кислорода.

Для физиков воздух – прежде всего земная атмосфера и газовая оболочка, окружающая землю.

А что же представляет  воздух с точки зрения химии?

 

Много сил, труда и терпения   потребовалось ученым, чтобы раскрыть эту загадку природы, что воздух – не самостоятельное вещество, как считалось еще более 200 лет тому назад, а представляет сложную смесь газов. Впервые высказался о сложном составе воздуха ученый – художник Леонардо да Винчи (XV век).

Вопрос о составе воздуха был объектом исследований в течение многих веков. Лишь в конце XVIII века ученые-естествоиспытатели Дж. Пристли, А. Лавуазье и К. Шееле установили, что воздух — это смесь газов, из которых наиболее важными являются … кислород и азот. Почему?

Какую же часть воздуха составляет кислород?

 

В чашке вода, подкрашенная раствором марганцовки. Зажигаем свечу. Накрываем ее цилиндром, с 4 полосками, разделяющими цилиндр на 5 одинаковых частей.  Что вы наблюдаете? Объясните опыт. На какую часть поднялась вода и почему? Почему свеча погасла? Сделайте вывод о составе воздуха.

Учащиеся объясняют подъем воды на 1/объема: так как при горении свечи расходуется только кислород, кислород составляет 1/5  часть или 21 % воздуха. Воздух – смесь. Кислород поддерживает горение.

Молодцы!

Деление на    группы нового состава

1) ВОЗДУХ      2) СМЕСЬ      3) ГАЗОВ

Представьте, что вы в морозном зимнем лесу… Вдохните воздух через правую половину носа, выдох – через обе (3 раза). Делаем вдох – руки вверх, выдох – руки опускаем (3 раза). Мы проводим глубокую вентиляцию легких, насыщаем кровь кислородом, которая несет его к головному мозгу. При усиленной умственной работе потребление кислорода возрастает.

1 группа «Состав воздуха»

2 группа «Загрязнения атмосферного воздуха»

3 группа «Защита атмосферного воздуха»

Каждая группа готовит презентацию

 

Взаимооценивание по следующим критериям

Содержание. Активность группы.  Аудирование. Эстетичность постера.  (камень, ножницы, бумага)

 

 

Задание 1.а) Используя рисунок, перечислите газы, входящие в состав воздуха. б) Покажите процентное содержание перечисленных газов в составе воздуха в виде диаграммы

Задание 2. Стратегия ПОПС – формула

«Я считаю, что заводы…».   «Потому что …».   «Я могу доказать это на примере…». «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

 

 

Задание 3. (a) Воспользовавшись диаграммой Исикавы (диаграмма «рыбья кость»), установите причинно-следственную связь между причинами и последствиями загрязнения атмосферного воздуха:

причины

проблема                                             вывод

 

последствия

(b) Сформулируйте вывод о значении охраны атмосферного воздуха от загрязнения

Задание 4

Изучая свойства кислорода, Д. Присли ставит опыты. Вот как он описывает один из них: «Я взял некоторое количество воздуха испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделив его на две части, я ввел одну в сосуд, погруженный в воду, в другую же часть его, также заключенную в сосуд с водой, я ввел ветку мяты. Через 8-9 дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но моментально погибла в другой его части. В течение 7-ми дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег вырос почти на 3 дюйма на старых ветвях». Почему осталась живой мышь в сосуде, где была ветка мяты? Почему погибла во втором сосуде.    ФО «+» « -»

листы А-4 , маркеры

рабочие тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

смайлики

 

 

слайд №3

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд №4

 

 

 

 

 

портреты ученых Дж. Пристли, А. Лавуазье, К. Шееле.

 

 

видеоролик

«Горение свечи под стеклянным цилиндром»

 

 

 

 

 

 

 

 

музыка для

релаксация

слйд-шоу «Зима»

 

 

 

 

 

 

 

учебник, дополнительная литература

Листы А3, маркеры

 

 

 

 

 

карточки с заданиями

 

 

 

 

 

Конец урока

Рефлексия

5 мин

 

 Три М

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке

 

стикеры

Дифференциация Оценивание Охрана здоровья и соблюдение техники     безопасности
Задания на карточках формативное оценивание три хлопка,

стикеры, смайлики

взаимооценивание по критериям

физминутка – дыхательная гимнастика, работа в группах переменного состава

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с заданиями

Уровень мыслительных навыков Знание и понимание
Критерий оценивания Обучающийся

Указывает качественный и количественный состав воздуха.

Задание 1
1. (а) Используя рисунок, перечислите газы, входящие в состав воздуха ______________________________________________________________________

N
N
О
О

Рис. Состав воздуха

N
N
О
О
N
N
H
H
O
Ar
O
O

O

C
N
N

 

 

 

 

 
r

(b) Покажите процентное содержание перечисленных газов в составе воздуха в виде диаграммы

Дескриптор Обучающийся
                                 -устанавливает качественный состав воздуха;

-устанавливает количественный состав воздуха.

 

Уровень мыслительных навыков Навыки высокого порядка
Критерий оценивания       Обучающийся Делает вывод о значении охраны атмосферного воздуха от загрязнения.
Задание 2. Стратегия ПОПС – формула

«Я считаю, что  …».   «Потому что …».   «Я могу доказать это на примере…».«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Задание 3 Воспользовавшись диаграммой Исикавы (диаграмма «рыбья кость»), установите причинно-следственную связь между причинами и последствиями загрязнения атмосферного воздуха:

причины

проблема                                            вывод

 

последствия

(b) Сформулируйте вывод о значении охраны атмосферного воздуха от загрязнения

Дескриптор

-перечисляет причины загрязнения атмосферного воздуха;

-определяет последствия загрязнения атмосферного воздуха;

— устанавливает причинно-следственную связь между причинами и последствиями загрязнения атмосферного воздуха;

— формулирует вывод о значении охраны атмосферного воздуха от загрязнения.

Задание 4 Изучая свойства кислорода, Д. Присли ставит опыты. Вот как он описывает один из них: «Я взял некоторое количество воздуха испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделив его на две части, я ввел одну в сосуд, погруженный в воду, в другую же часть его, также заключенную в сосуд с водой, я ввел ветку мяты. Через 8-9 дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но моментально погибла в другой его части. В течение 7-ми дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег вырос почти на 3 дюйма на старых ветвях». Почему осталась живой мышь в сосуде, где была ветка мяты? Почему погибла во втором сосуде.
Дескриптор

-делает вывод о значении воздуха для жизни;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *